Иконописцы объяснили тайный язык жестов на православных иконах

Крещение Господне, что отмечается 19 января, — один из главных православных праздников. Накануне проводится церковный обряд освящения воды — Великое Водосвятие. Самые сильные духом люди купаются в прорубях. В церквях в этот день бесконечные очереди: за святой водой приходят как верующие, так и те, кто посещает храм ради соблюдения доброй традиции. Многие подходят к иконам — прикладываются, крестятся, просят о помощи. Но мало кто знает, как икона создается, попадает в храм и что в ней «зашифровано».

Фото: Лина Панченко

С верой и молитвой

Кто, если не иконописец, может рассказать о том, как создается икона? Их, как выяснилось, сегодня огромное количество. Многие ведут творческие и просветительские блоги в соцсетях.

Одной из них оказалась 23-летняя студентка православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Анна Сибилева. Шестой год Анна осваивает профессию иконописца на кафедре церковного искусства. Все это время она трудится в университетской мастерской, уже создавала иконы для храмов и работала над частными заказами.

«Если человек жил-жил и вдруг решил начать писать иконы, это — непрофессиональный подход, — говорит она. — У иконописца должно быть художественное образование — нужно знать правила анатомии, разбираться в цветовой гамме, а не просто перерисовывать картинку, переведя ее через кальку. Иконопись — это сакральное искусство, превращать его в штамповку нехорошо».

Иконописец, по мнению Анны, обязательно должен быть верующим. «Как можно изображать на иконе то, во что сам не веришь? Добросовестный врач же, когда берется лечить человека, верит, что вылечит, а не гонится только за прибылью», — проводит она аналогию.

Перед тем как приступить к работе, по ее словам, следует помолиться, испросив благословения у Бога и поддержки у святых иконописцев. «Андрей Рублев, помимо того, что был талантливым иконописцем, являлся еще и человеком святой жизни. И разорвать одно с другим нельзя. От отношения мастера много зависит — является ли икона для него предметом заработка или он вкладывает в работу свои душевные качества. К сожалению, есть люди, далекие от храма, которые пытаются писать. Но очень важно, насколько художник может увидеть одухотворенность создаваемого им образа», — поясняет Анна.

Анна прорисовывает контуры будущей иконы.

По древним технологиям

Икону можно написать и на бумаге, но мастера, стремящиеся к тому, чтобы их труд остался на века, предпочитают дерево.

«Обычно берут липовые доски — плотные, легкие и долговечные», — рассказывает Анна.

Процесс подготовки доски — долгий и трудоемкий. Ее необходимо правильно склеить, тщательно просушить.

Важным элементом иконы является ковчег, внутри которого и наносят изображение. «Ковчег — это углубление, которое вырезают, оставляя по бокам поля. Он символизирует внутренний, горний мир — Царствие Небесное. Получается вроде ступеньки, которой горний мир отделен от нас», — продолжает Сибилева.

Нередко иконописцы сами вырезают ковчег, для этого необходимо уметь пользоваться резцом и другими столярными инструментами.

Но встречаются иконы и без ковчега — написанные на ровной поверхности. В любом случае, нужно владеть шпателем, наждачкой и знать хороший рецепт особого грунта — левкаса.

Сначала на доску накладывают паволоку — хлопковую или льняную ткань.

«Дерево — живой материал, со временем ссыхается, деформируется. Паволока сдерживает этот процесс, не дает доске выгибаться», — объясняет художник смысл подготовки основы для изображения.

После этого иконописец начинает левкасить — покрывать паволоку горячим грунтом, сваренным из животного клея и мела. Слои левкаса должны быть тонкими, равномерными и хорошо просушенными — иначе грунт может дать трещины. Верхний слой нужно качественно отшлифовать.

К слову, также левкасили и средневековые мастера — с той лишь разницей, что верхний слой грунтовки шлифовали стеблями хвоща.

Краски для иконописи и вовсе изготавливаются по технологии, что использовалась еще при росписи саркофагов египетских фараонов.

Тут нужны умения кулинара. Для приготовления красок используется яичный желток, разведенный на уксусе, белом вине, с добавлением ароматных масел.

«Эмульсию растирают с натуральными пигментами на стекле при помощи куранта — хрустальной ступки с идеально гладкой поверхностью. При трении о стекло краски стираются очень мелко. Они более долговечны, чем акриловые или масляные. Яйцо имеет способность сильно затвердевать, и чем больше проходит времени, тем прочнее становится красочный слой», — поясняет важность «кухонных» манипуляций Анна.

blank Рука, приложенная к сердцу, означает дар сердечной молитвы.

Несвободный художник

Иконописцу нельзя, как другому художнику, просто придумать будущее изображение.

«Чтобы сохранялась читаемость библейского сюжета, необходимо следовать сложившейся иконографии. Если взять, например, сюжет Успения Богородицы, то по центру должен располагаться одр, на котором лежит Богоматерь, по бокам должны стоять ученики, а над Богоматерью — Христос с ее душой. Это как бы каркас, на который накладываются разные произведения. Свобода художника-иконописца состоит в том, что он может разработать свой колорит, подвигать фигуры, продумать их соразмерность, то есть решить чисто художественную задачу».

Иконописец должен четко знать, как изображается, например, отрок, а как — старец. В каких одеждах и с какими атрибутами пишется Богоматерь, преподобный, святитель или мученик.

— Образ Христа у разных иконописцев сильно отличается. Его внешность художник может написать так, как он себе ее представляет? — интересуюсь у Анны.

— Современные художники чаще всего занимаются копированием древних образцов. Но даже если пишешь что-то свое, все равно на них опираешься, — говорит она.

Эталонами русской школы иконописи являются произведения Андрея Рублева, Дионисия. «Еще мы берем византийские образцы, также прекрасные по своему художественному воспроизведению. В этом выборе художник тоже свободен. Лично для меня внутренним ориентиром образа Христа является «Спас Звенигородский» Рублева — классический, утонченный и, надо сказать, тяжело воспроизводимый».

Ладонь праведника.

Символический язык икон

В иконе каждая деталь имеет свое значение, в том числе цвет. Для золочения нимбов и ассистов — линий, штрихов, изображаемых в виде лучей света на одеждах святых, крыльях ангелов, куполах — используется сусальное золото. «Золото символизирует Божественный свет», — поясняет иконописец.

Жесты святых несут определенный смысл.

В жесте «благословения» иконописцы изображают руку Спасителя, сложенную так, что получаются греческие буквы: IC XC — первые и последние в его имени. «Если у Христа открыто Евангелие, в котором есть какая-то выдержка, этот жест обозначает, что он обращается к нам с речью», — подсказывает Анна, как читать такое изображение.

«Есть жест «слышания»: рука изображается рядом с головой — как мы подносим ее к уху, когда вслушиваемся. Он может означать, что Богоматерь прислушивается к вести, принесенной архангелом, или что святой прислушивается к воле Всевышнего», — продолжает она.

Воздетые руки символизируют просьбу, молитву, покорность Божественному промыслу. Скрещенные на груди — правая поверх левой — показывают смирение, благоговение или покаяние. Верующим этот жест хорошо знаком — так складывают руки, подходя к святой чаше для причащения.

Раскрытая ладонь означает чистоту помыслов. Так изображаются праведники. Этот жест можно увидеть на иконе Матроны Московской. Две раскрытые ладони — символ принятия благодати. Рука, приложенная к сердцу — как на иконах с изображением Серафима Саровского, — означает, что святой обладает даром сердечной молитвы.

Поднятый вверх указательный палец, когда другие прижаты к ладони, является жестом «тайнозрителя», то есть святого или ангела, видящего Царствие небесное и повествующего об этом остальным.

blank Благословляющая десница — пальцы в виде букв IC XC.

Что делает иконопись сакральным искусством

В иконах используются и так называемые персонификации, зародившиеся во времена античности.

«На иконе, посвященной Крещению, в реке можно увидеть помимо рыб еще и юношу, который льет воду. Это — персонификация Иордана. В античности реки изображались и в виде старца, у которого волосы превращаются в воду. Голубь, снисходящий на Христа, символизирует Святой Дух. Поскольку изображения самого Святого Духа, третьего лица троицы, нет, его рисуют в виде голубя, либо ангела».

Персонификация используется и в монументальных росписях храма, которые делают иконописцы. В сценах Страшного суда они изображают Землю, отдающую мертвецов для определения их участи, в виде женщины. Смерть — в образе скелета.

Как выглядит на иконах ад — известно всем. Однако для верующих дымящиеся котлы — тоже всего лишь символ. «Христиане не считают, что ад — это место, где грешников сажают на сковородку. Это уже устаревшее восприятие, больше средневековый образ для малопросвещенных людей, который им был понятен. Как ребенку говорят: «Тебя накажут» — и он боится. Сейчас верующие знают, что ад или рай — это их свободный выбор. Каждая душа, попадая в загробный мир, сама выбирает то, к чему привыкла и прикипела в земной жизни. И никто ее не будет судить, как это показывают в фильмах ужасов. На страхе немного можно приобрести, здесь все-таки должно быть более высокое чувство — любовь», — произносит будущая выпускница богословского вуза.

Иконы, отмечает она, — это «слово, обращенное к людям в красках». Очень важно уметь правильно истолковывать их смысл. А когда человек обращается к иконе, ему неплохо бы «знать первоисточник изображенного сюжета, прочитать текст, и тогда эти символы станут более понятными».

А еще Анна открыла одно из главных правил канонической иконописи: в ней используется не прямая перспектива, как, скажем, в светской живописи, а обратная. «То есть точка схода изображения направлена не вглубь от смотрящего, а на него. И человек ощущает себя соучастником сюжета, композиции», — пояснила она.

Обратная перспектива как раз и придает иконописи сакральность.

«Спас» кисти Рублева (Звенигородский чин).

Без чего изображение святых не считается иконой

На иконе обязательно должны быть надписи. «Надпись — логическое завершение образа. Наносится имя святого, изображенного на иконе, название сюжета. Если это двунадесятый праздник, пишется, какой (один из 12 праздников после Пасхи, посвященный событиям из жизни Христа и Богородицы. — «МК»). Христос, как и Богоматерь, всегда прописываются, без этого их изображение не считается иконой».

Техническим же завершением работы является покрытие изображения олифой — специальным образом сваренным льняным маслом. Олифа скрепляет все красочные слои между собой и защищает поверхность от потертостей и механических повреждений. Некоторые иконописцы покрывают ее лаком.

«Есть разные рецептуры, разные техники — здесь у иконописца уже полная свобода, свои секреты мастерства», — отмечает Анна.

Чудеса — в глазах смотрящих

Создание иконы может занять не один месяц. Чтобы она могла украсить храм, необходимо благословение настоятеля. «Если это целенаправленный заказ, то икону в церкви поставят. В ином случае художники сами приходят к священнику с портфолио, показывают свои работы. Нередко кто-то из прихожан хочет украсить храм. Находит иконописца, согласовывает его кандидатуру, и потом вместе они жертвуют икону церкви. Без ведома настоятеля повесить икону нельзя, как минимум это нетактично».

Само собой новая икона освящается. Освящение обязательно и если изображение писалось для дома. «Сейчас многие стремятся иметь именно рукописный образ, — говорит Аня. — Икона — это предмет, который передается из поколения в поколение, и люди хотят, чтобы она была единичной семейной святыней, а не из масспечати».

— Правда ли, что для того, чтобы приобрести определенную энергетику и помогать людям, образ должен стать еще и намоленным? — интересуюсь у Анны.

— Понятие энергетики не совсем правильное для православия, — отвечает она. — Как мне кажется, оно относится больше к разряду суеверий. Здесь все зависит от самого человека, а не от «намоленности» образа — будет ли он молиться ему, благоговейно обращаться или икона просто станет частью интерьера.

— Считается, что она непременно должна располагаться на восточной стене помещения. Это так?

— Сторона значения не имеет. Важно отсутствие сквозняков, перепадов температур и влажности, рядом не должно быть радиаторов отопления, очень близко расположенных горящих свечей — от этого разрушается красочный слой, и икону придется реставрировать.

Без суеверий

Мы не могли не спросить Анну — как человека, столько знающего об иконах, — о таком явлении, как мироточение.

— В Николо-Угрешском монастыре я видела икону, на которой выступали капли, — рассказывает Сибилева. — Написана она не так давно, на ней изображены угрешские святые, святители. Находится при этом в киоте (запечатанном деревянном ящике, закрытом с лицевой стороны стеклом. — «МК»), и поэтому там какие-либо махинации провести невозможно. К чему происходит мироточение — трудно сказать. У нас дома был случай, когда на иконе тоже выступали капли. За этим последовал достаточно сложный период для семьи. Что это было — не знаю. Как по мне, мироточение — это спорное явление, вокруг которого создается много мифов, а нечестные люди с их помощью стараются привлечь внимание к своим иконам.

— А можно ли реставрировать мироточащую икону?

— Мироточение, я думаю, не является противопоказанием для реставрации иконы. Если она требует лечения, то это необходимость, чтобы не утратить этот образ.

— Вдруг перестанет мироточить?

— Такого не может быть.

— Вы рассказали о мироточащем изображении прославленных святителей. А действующего патриарха можно поместить на икону?

— Быть запечатленным на иконе — удел официально канонизированных людей. Даже если это человек святой жизни, не стоит спешить его изображать — нужно дождаться общего соборного решения — канонизации. А вот традиция использовать образы мирских людей в росписи храма в древности существовала. Например, когда он строился на средства донаторов, как правило, достаточно знатных людей — чтобы увековечить эту жертву. Изображения далеко не святых исторических персонажей есть на иконе «Страшный суд».

— Насколько строгим является церковный этикет?

— Вокруг церкви существуют многие мифы и суеверия. Как правильно заходить в храм, в чем нужно быть одетым, куда можно и нельзя ставить свечку или бутылку со святой водой. Все это — внешнее. Если хочешь ходить в церковь, то будешь соблюдать правила. Мы же не пойдем на день рождения к другу в пижаме или в офис с принятым дресс-кодом в спортивном костюме. Но если человек зашел в храм впервые и чего-то не знает, зачем его отпугивать? Но самое тяжелое — когда люди, начав воцерковляться, проходят через период неофитства и начинают ненавидеть своих родных за то, что те не соблюдают пост, грешат. Церковь этому не учит, это нужно преодолеть. В храме — не собрание святых, а собрание грешников, которые хотят жить по заповедям, по совести. И мне кажется, что жить в мире и согласии со своими ближними — это тоже огромное достижение.

— В Крещение многие придут в храмы, чтобы налить «волшебной» воды. Она действительно имеет какие-то магические свойства? Те, кто ее хранит, замечали, что она не портится даже через год.

— Верить в нее, как в магию, — бесполезно. Мы, православные, верим, что освященная вода помогает людям, но только если они молятся, обращаются к Богу. Вот тогда, если говорить простым языком, это сработает. А если мы раз в год берем воду и при этом не прикладываем никаких духовных усилий — вряд ли. Если просто смотреть на таблицу умножения и не учить ее, нельзя ничего вычислить.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.