Верховный суд решил заняться убийством Кирова

Подозрение, что наша судебно-правовая машина загружена далеко не так сильно, как она сама стремится представить, возникло далеко не вчера. Но сегодня смело может быть снято. Ну, в том смысле, что подозрение переросло в уверенность. Последним недостающим пазлом в картину стало свежее сообщение ТАСС: «Верховный суд РФ 6 апреля пересмотрит по представлению Генеральной прокуратуры дело троих сотрудников НКВД, осужденных в 1935 году за халатность при охране Сергея Кирова».

Фото: Сергей Иванов

Кто-то наверняка скажет, что у прокуроров и судей есть дела поважнее, чем дело почти 90-летней давности. Но на это обывательское брюзжание не стоит обращать внимание. Органам виднее. Очевидно же, что раз органы занялись этим, то важнее дел и впрямь нет.

Нельзя, например, исключать такую версию: с современностью блюстители закона разобрались и, чтобы не потерять вследствие простоя квалификацию, решили тренироваться на кошеч… В смысле — на невинно убиенном товарище Кирове и других фигурантах громких исторических дел. Если эта версия верна, то нас вскоре ждет множество открытий чудных. Вопросов, остающихся без ответа, ведь великое множество.

Своей ли смертью умер товарищ Сталин? Кто стрелял в товарища Ленина? Не сбежали ли в Аргентину — или в Антарктиду — пронырливые партайгеноссе Гитлер и Борман? Справедливо ли обвинен в смерти собственного сына Иван Грозный? В какое место в исторических хрониках ни ткни — везде сплошные загадки.

Хотя возможно и другое объяснение. Российской Фемиде частенько достается сегодня за крайне низкий, стремящийся к нулю процент оправдательных приговоров. Надо, конечно, что-то делать с этим имиджем. Но исправлять его путем проявления милости к свежеарестованным — значит подвергнуть себя немалому риску. Времена нынче суровые — запросто можно нарваться на обвинения в потере бдительности. Это как минимум. А то и вовсе в национал-предательстве.

Погружение в анналы истории представляет собой с этой точки зрения намного более безопасный путь. Впрочем, тут тоже есть свои нюансы. С реабилитацией надо быть крайне острожным, а то, неровен час, обелишь истинного врага народа.

«Хотя у многих данный период ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов, — предупреждал директор ФСБ Александр Бортников в своем историческом во всех смыслах интервью «Российской газете». — Планы сторонников Л.Троцкого по смещению или даже ликвидации И.Сталина и его соратников в руководстве ВКП(б) — отнюдь не выдумка, так же, как и связи заговорщиков с иноспецслужбами».

Возможно, осужденных за халатность чекистов решили реабилитировать как очевидных друзей народа. Речь идет о Мечиславе Бальцевиче, Андрее Мосевиче и Дионисии Янишевском. Первый за «преступную халатность», сообщает ТАСС, был приговорен в 1935 году к 10 годам лагерей, Мосевич и Янишевский — к 2 годам. Логика, в принципе, понятна: было бы за что — вообще бы расстреляли.

Однако тот факт, что дело этих трех чекистов по-прежнему не рассекречено — заседание Верховного суда, соответственно, тоже пройдет в закрытом режиме, — не позволяет исключать и другие версии. Что если приговоры показались надзорному ведомству, напротив, чересчур мягкими? А что? По мнению многих историков и еще большего числа современников событий, халатность охранников была на самом деле вовсе не халатностью.

«Николаев стрелял в Кирова не на площади, — писал, к примеру, в своих мемуарах Никита Хрущев. — Нет! Он проник в Смольный, вошел в подъезд, которым пользовался только Киров, и убил его на лестничной клетке, когда тот поднимался по лестнице. Это сразу породило подозрения, что Николаев был подослан для совершения этого террористического акта какими-то людьми. До этого своим поведением Николаев показался подозрительным, и его задержали, однако он был отпущен по указанию сверху. Более того, Николаев получил затем доступ в Смольный, находился на лестничной клетке обкома партии, где работал Киров… Без помощи лиц, обладавших властью, сделать это вообще было невозможно…»

По мнению Хрущева, заказчиком убийства Кирова был Сталин, видевший в первом секретаре Ленинградского обкома потенциального конкурента. И так считал в те годы, мягко говоря, далеко не только Хрущев. Убежденность в причастности к преступлению «вождя народов» была настолько распространенной, что даже нашла отражение в частушке:

Эх, огурчики да помидорчики,

Сталин Кирова убил в коридорчике.

Но документальных, неоспоримых подтверждений эта версия так и не получила. Неужели наши неутомимые государственные пинкертоны докопались наконец до истины, до того, кто направлял руку убийцы? В таком случае 6 апреля нас ждет настоящая историческая сенсация. Ну если, конечно, те, от кого это зависит, решатся предать ее огласке.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.