«Очень редко при электротравмах зацепер выживает»: рассказ следователя-криминалиста

Трагический случай в Подмосковье, где в воскресенье днем на станции Тарасовская погиб 13-летний зацепер, вновь заставил говорить о поведении подростков на железной дороге. О специфике подобных ЧП, а также о том, как можно найти преступника даже через десятилетия, нам рассказал  руководитель отдела криминалистики Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации подполковник юстиции Павел Абрамов.

— Павел Борисович, расскажите немного о Вашем отделе, о его структуре.

— 28 июля 2021 года было образовано Западное межрегиональное следственное управление на транспорте. Наша юрисдикция распространяется теперь на пять федеральных округов – СЗФО, ЦФО, СКФО, ЮФО, немного ПФО. В зону обслуживания войдут объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта, расположенные в пределах 49 субъектов РФ, которые включают в себя железную дорогу протяженностью свыше 35 тысяч километров, 157 вокзалов, более 2300 станций, 51 аэропорт с годовым пассажиропотоком только трех из них (Внуково, Домодедово и Шереметьево) 101,69 миллиона человек, 233 иных объекта воздушного транспорта (аэродромы, вертодромы, взлетно-посадочные полосы), 89 морских и речных портов, 812 пристаней, причалов и паромных переправ.  

— Кто такой следователь-криминалист, чем он отличается от простого следователя?

— Криминалист — многогранный сотрудник, который оказывает криминалистическое сопровождение по уголовному делу. Грубо говоря, старший брат для следователя, который оказывает ему и практическую методическую помощь при расследовании уголовного дела, то есть изучает, подготавливает указания рекомендации не только на раскрытие, но и на закрепление доказательств причастности того или иного лица. Также мы сами раскрываем преступления и направляем уголовные дела в суд. Что это в себя включает? Во-первых, оказываем методическую и практическую помощь в расследовании дела, в проведении осмотра места происшествия и центральных ключевых следственных действиях.

— На какие виды преступлений или происшествий вас обычно подключают?

—Это все преступления, которые совершаются в отношении несовершеннолетних. И также крупные катастрофы и происшествия на объектах водного, воздушного или железнодорожного транспорта.

— Давайте поговорим о происшествиях с несовершеннолетними. Каким образом они травмируются?

— В основном, подавляющее большинство происшествий с несовершеннолетними происходит у нас на объектах железнодорожного транспорта. Это либо травмирование подвижным составом, либо это пресловутый «зацепинг», в результате которого несовершеннолетний получает, либо травму электротоком, либо травмируется каким-нибудь предметом в процессе движения на составе. Молодежь получает травмы и гибнет не только на подвижных составах, но и на других железнодорожных объектах. Если это сооружение или мостовой переход — это тоже относится к объектам железнодорожного транспорта. Очень и очень редко, когда при электротравмах потерпевший выживает. На моей памяти только в Дагестане молодой человек забрался на подвижной состав, его травмировало, но он остался жив.   

— Платформа, вокзал, переезд…

— Да. Очень много случаев, когда молодежь, чтобы сделать так называемые селфи, забирается на электрифицированные столбы, или мосты рядом с  ними, где получают электротравму, даже не соприкасаясь и ее источником.

—Как вообще бороться с зацеперами?

— Важно культивировать среди молодежи здоровый образ жизнь, популяризировать спорт, секции, им нужно брать пример с достойных личностей – спортсменов, офицеров, научных деятелей, актеров, журналистов. Родителям необходимо владеть информацией о местонахождении детей, знать их круг общения и интересы. 

— Если вернуться к травмированию на железной дороге, то какие шаги предпринимаются для профилактики?

— Нами в 2019 году был создан и подписан с начальниками железных дорог (Октябрьская, Калининградская, Северная дороги) совместный приказ о постоянно действующей группе по профилактике травматизма на объектах железнодорожного транспорта. Такие же группы мы сейчас образовали и в Московском транспортном регионе, и в Южном. Изготавливаем видеоролики, которые транслируют в МФЦ, в школе их демонстрируют детям, чтобы минимизировать травматизм школьников. Конечно, подавляющее большинство травмирований происходит по неосторожности самих пострадавших — они в капюшонах, смотрят в гаджеты, идут, в наушниках, ничего не видят и не слышат. Цель наших профилактических мероприятий — именно донести до молодежи, чтобы они очень аккуратно относились  к своему здоровью и своей жизни, и были всегда начеку, если их путь от места жительства до учебы пролегает через железнодорожные пути  

— Штрафы не нужно поднимать?

— Конечно, повышать надо. И сумма должна быть такой, чтобы у человека, который совершил это, чтобы у него осталось это в памяти. Могу рассказать случай, когда сотрудник-криминалист участвовал в рейдовом мероприятии вместе с представителями железной дороги, были сотрудники полиции, были средства массовой информации. Происходило это в Санкт-Петербурге, полгода назад. При наличии всех лиц в погонах, средств массовой информации, видеокамеры, — всё равно люди шли на запрещающий сигнал светофора. Их останавливали, с ними проводили разъяснительную беседу, спрашивали: «Для чего вы это делаете?» — «А что я буду стоять и ждать?» Вот это безрассудство стоит жизни.  

— Давайте вспомним какие-нибудь преступления прошлых лет, раскрытые вашим отделом, благодаря вашим техническим возможностям?

— Вот наглядный пример: в Санкт-Петербург под платформой был обнаружено тело мужчины с ножевыми ранениями. На тот момент было установлено, что мужчина, незадолго до смерти, выпивал в компании своих знакомых. Тогда они были допрошены, но лишь в качестве свидетелей, свою вину они полностью отрицали. Следователь поверил им показаниям, но не в полном объеме исследовал их одежду. На тот период — это был 2008 год — времени генетическая судебная экспертиза была не так сильно развита, как сейчас. В наши дни, после возобновления предварительного следствия, криминалисты вновь изучили дело. Как раз с помощью криминалистической техники повторно исследовали предметы, одежду, ранее задержанных мужчины и женщины, которая хранилась в камере хранения вещественных доказательств. На куртке мужчины была обнаружена кровь потерпевшего. Пришлось немало потрудиться, чтобы обнаружить его близких родственников, проживающих в Крыму. Они рассказали, что мужчина примерно в 2018 году признался им в совершении убийства, но на тот момент у него были сильные психические расстройства, и его рассказ они списали на это. Позже он скончался в психиатрической больнице. Когда же расследование было проведено в полном объеме, было установлено, что женщина к убийству не причастна, она ушла до этого (следов крови на ее одежде не было). Была восстановлена полная картина преступления, подтвержденная генетической судебной экспертизой.

— А случалось ли расследовать убийство, замаскированное под несчастный случай? Железная дорога – такое место, где это легко сделать, на первый взгляд.

— Не то, чтобы замаскированное, но был такой случай. На вокзале с телесными повреждениями обнаружили мужчину, который в дальнейшем умер от черепно-мозговой травмы. Одной из версий было травмирование выступающей частью поезда. Когда мы отработали маршрут передвижения погибшего, то недалеко от вокзала обнаружили отель. Опять-таки, с помощью наших технических средств, мы обнаружили скрытую камеру видеонаблюдения, о наличии которой умолчал охранник отеля. Изъятая запись объяснила его скрытность. На ней было замечательно видно, как у него с погибшим возле отеля произошел конфликт, в ходе которого охранник сильно избил мужчину. Уже с полученными повреждениями он смог дойти до вокзала, где и потерял сознание, а потом умер. Естественно, что охраннику пришлось сознаться. 

В 2002 году в поезде, в отстойнике, было обнаружено тело проводника, тоже с ножевыми ранениями. Из вагона пропали небольшие телевизоры, которыми были оборудованы купе. Заново изучив материалы уголовного дела, мы установили свидетелей. На следующий день после убийства они видели на рынке, недалеко от вокзала, мужчину, который пытался продать похожие телевизоры. Пришлось их снова подробно допросить. Таким образом, мы вышли на убийцу, который под тяжестью улик признался. Он рассказал, что в тот поздний вечер попросился переночевать в поезде. Они решили выпить, ну а потом случился конфликт, и он несколько раз ударил проводника ножом. Увидев в купе телевизоры, он решил забрать их себе и продать.

— Есть ли какое-нибудь преступление, раскрытие которого было делом чести?

— Следователь всегда испытывает позитивные эмоции при раскрытии дела и при направлении дела в суд. Несколько дней, ночей ты на работе, не спишь, но в итоге выходишь на преступника. Сейчас на ум приходит задержание педофила. В том случае, у нас почти ничего не было, кроме показаний школьницы. 10-летняя девочка стояла на остановке и ждала автобус, чтобы доехать до школы. К ней подъехал незнакомый мужчина и предложил довезти ее. Ни о чем плохом не подозревая, она села к нему в машину на заднее сидение. Негодяй вывез ребенка на окраину города и надругался над ней, после чего уехал, оставив ее одну. Лица мужчины она не видела. В марках машины совершенно не разбиралась, просто сказала, что машина серая. Она смогла лишь немного описать салон авто изнутри, а также рассказала, что на заднем сидении лежал мешок со сменной обувью розового цвета с рисунком. Был проделан огромный объем работы. Изучались камеры видеонаблюдения с различных зданий, камеры ГИБДД, и это принесло свои плоды. Мы пришли к выводу, что это «Киа Рио» серебристого цвета. Началась тотальная проверка всех машин этой марки и цвета. В один из дней, нам попалась машина, за рулем которой оказался ворчливый пенсионер. Он был очень недоволен проверкой и спросил нас, почему его проверяют, а вот его соседа по дому, у которого точно такая же машина- нет. Можно было не обратить внимание на слова недовольного дедушки, но мы поехали. И каково же было наше удивление, когда на заднем сидении той машины мы нашли розовый мешок со сменкой. Установили владельца. Он был женат, имелся ребенок, а жена была беременна во второй раз. После совершения преступления, он уехал в Сибирь на заработки, но когда узнал, что жена должна вот-вот родить, вернулся. В аэропорту мы его и встретили. Пообщавшись со следователями, мужчина во всем признался, да и другие доказательства мы нашли.

— То есть можно сказать, что в московском транспортном регионе нереально совершить преступление и остаться безнаказанным?

— Любое преступление оставляет за собой след. Как бы качественно преступник не готовился, он все равно оставит какой-нибудь след, какую-либо зацепку, какие-то свидетельские показания будут, да и живем мы во времена современных технологий.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.