Сразу несколько СМИ со ссылкой на источники в Кремле сообщили: в этом году россиянам могут не дать напрямую выбирать губернаторов. А возможно, и вообще все намеченные на сентябрь выборы глав регионов, региональных и муниципальных депутатов перенесут на год-другой. «МК» попросил экспертов оценить целесообразность такого решения.
Фото: Геннадий Черкасов
Анонимные источники в Кремле или «близкие к Кремлю» рассказали журналистам, что вопрос о судьбе единого дня голосования в 2022 году может быть поднят 27 апреля во время общения Владимира Путина с депутатами, сенаторами, главами регионов и региональных парламентов – участниками заседания Совета законодателей в Петербурге. От ответа главы государства, мол, зависит, какой вариант будет выбран: заменить прямые выборы губернаторов народом на непрямые, только депутатами заксобраний субъектов РФ или просто перенести на год-другой выборы губернаторов, а до кучи и региональных парламентов, и муниципальных депутатов.
Аргументы в пользу подобных решений будто бы таковы: спецоперация, санкции и вызванный ими экономический кризис, который как раз к лету-осени проявит себя более ярко, создают для проведения выборов не совсем нормальные условия, к тому же любая избирательная кампания требует денег и отнимает много времени у властей…
11 сентября 2022 года в России должны избрать глав 15 регионов. Планово, в связи с истечением срока полномочий, – в 12 из них. Во Владимирской, Ярославской и Тамбовской областях выборы будут внеочередными: там сейчас временно исполняющие обязанности губернаторов, потому что прежние ушли в отставку досрочно прошлой осенью. В одном из этих 15 субъектов РФ, в Адыгее, выборы и сейчас не прямые, глава тут избирается депутатами областного парламента.
Напомним: в 2004 году прямые выборы губернаторов в России отменили вовсе, но в 2012 году опять разрешили, дав регионам самостоятельно решать – позволить населению выбирать главу региона, или поручить это дело местным депутатам. Такая «непрямая» схема используется пока в 9 из 85 субъектах РФ.
Кроме губернаторов в этом году планируется избрать шести региональных парламентов, 11 муниципальных советов, дум или собраний в областных городах (в том числе в Ярославле, Твери, Пскове). А ещё более 1500 муниципальных депутатов в Москве…
Если заменить прямые выборы губернаторов непрямыми вполне реально (достаточно региональным парламентам до начала июня принять соответствующие законы), то перенести «на потом» все выборы в стране юридически будет не так-то просто и потребует принятия законов федеральных. Сейчас закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», который определяет общие для всей страны правила проведения выборов, например, допускает продление или сокращение срока полномочий какого-то регионального парламента «не более чем на год» лишь ради совмещения этих выборов с выборами депутатов Госдумы. Но выборы в Госдуму должно пройти лишь в 2026 году…
Ещё допускается временная отмена выборов и, соответственно, продление полномочий избранных органов власти во время чрезвычайного или военного положения и только на срок действия этих особых режимов. Но ни чрезвычайное, ни военное положения в России, как известно, не введены.
Конечно, если решение о переносе всех выборов на год-другой глава государства поддержит, можно не сомневаться: наши законодатели измыслят какую-то хитрую формулу и оформят ее юридически в ближайшие недели. Но насколько целесообразно всё это в нынешней ситуации? И как скажется на судьбе системных партий (несистемная оппозиция может считаться фактически уничтоженной)?
Политолог Михаил Виноградов (фонд «Петербургская политика») считает: для власти «было бы предпочтительнее и более логично ничего не менять – для демонстрации собственной уверенности». Тем более, что «отмена оставляет нерешенными ряд вопросов – от внутренней легитимации в глазах собственных элитных групп и аппаратных конкурентов, до легальных путей выплеска социального пара, который накопился во время пандемии и продолжает копиться», сказал он «МК».
«Я не думаю, что есть публичные политические структуры, которым такая отмена (выборов. – «МК») была бы выгодной: по сути она означает постановку публичной политики на паузу и снижает (а в некоторых случаях и обрушивает) статус всех игроков, вовлеченных в выборный процесс, оставляя им преимущественно декоративное положение и расширяя поле возможностей для исполнительной власти. Это относится и к оппозиционным, и к провластным партиям», – полагает эксперт.
Евгений Минченко (Международный институт политической экспертизы) на вопрос о вероятности отмены прямых выборов губернаторов или переноса всех выборов на более поздний срок ответил так: «Могу сказать исключительно как блондинка из известного анекдота, которую спросили о шансе встретить на улице динозавра: 50 на 50. «Или встречу, или нет». Или отменят, или нет. Или точечно отменят».
Что касается прямых выборов губернаторов, напоминает политолог, то для их отмены «все технические возможности есть, федеральное законодательство дает право регионам принять ту или иную модель. А дальше уже вопрос к региональным законодателям и того, на что им намекнут из федерального центра».
Но сам он «никакого смысла в этом» не видит, сказал г-н Минченко в разговоре с «МК»: «Есть высокие рейтинги президента, высокий уровень поддержки специальной военной операции. Наоборот надо сейчас проводить выборы и показывать, что всё действительно идет в плановом режиме и у действующей власти высокая поддержка… Зачем эта чрезвычайщина, я, честно говоря, не понимаю».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.