Владимир Путин пообещал, что в России из-за западных санкций ничего не изменится. Товары большинства ушедших компаний смогут заменить отечественные производители, а премиальные бренды «привезут из какой угодно страны». «Те, кто захочет завести товары люксус-класса, лакшери, смогут это сделать, только будет чуть-чуть подороже. Люди, которые ездили на 600-х «Мерседесах», так и будут ездить», — заверил он, выступая на первом Евразийском экономическом форуме. Путин призвал коллег по ЕАЭС вернуться к мегапроекту «Большая Евразия», который в новых геополитических реалиях, по всей видимости, должен стать альтернативой «коллективному Западу».
Фото: kremlin.ru
Лидеры постсоветского пространства никак не могут наладить допандемийный формат общения. Очно за последние 2,5 года им удалось собраться только один раз — на недавний саммит ОДКБ в Кремле, а уже следующая попытка по неизвестным причинам снова сорвалась. На первый Евразийский экономический форум в Киргизию лично приехал только президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Владимир Путин и Никол Пашинян участвовали в дискуссии по видеосвязи. А Александр Лукашенко и вовсе проигнорировал еще недавно столь любимый им интеграционный формат. Вместо него Белоруссию на форуме представлял премьер-министр Головченко.
Поначалу дискуссия, которую модерировал глава РСПП Александр Шохин, продвигалась в привычном для лидеров ЕАЭС ключе. Президенты, как это уже неоднократно бывало, активно жаловались на барьеры, которые они сами когда-то создали и которые мешают развиваться их общему экономическому потенциалу. Хозяин форума Садыр Жапаров призвал «пересмотреть механизмы борьбы с этим явлением» и дать наднациональным органам союза — евразийской комиссии и суду ЕАЭС — больше полномочий. Он также высказался за использование положительного опыта СССР в части реализации крупных совместных программ и проектов. «Все мы помним положительный опыт планирования пятилеток в советское время», — сказал Жапаров.
Однако эти инициативы не вызвали большого энтузиазма у других участников. А г-н Токаев так волновался, пытаясь продвинуть мысль о нецелесообразности расширения власти евразийской комиссии, что назвал ее председателем … Михаила Мишустина вместо Михаила Мясниковича. «Я думаю, что несильно ошибся. Отчества-то одинаковые», — неуклюже отшутился он. (К счастью, российский премьер этих рассуждений не слышал.) По мнению Токаева, не стоит драматизировать разногласия, возникающие в процессе интеграции, — это нормальный процесс. Главное, чтобы живущие в ЕАЭС народы видели позитивный эффект. По мнению Шохина, в этих умозаключениях есть здравый смысл. «Все мы видим, как европейская бюрократия ставит в подчиненное положение правительства отдельных стран. У нас в плане баланса интересов дело обстоит гораздо лучше», — согласился модератор.
Привычный ход дискуссии нарушило выступление Владимира Путина, который решил не ограничиваться возможностями ЕАЭС и посмотреть шире. В нынешних геополитических условиях, по мнению президента, пришла пора вернуться к проекту «Большая Евразия». «Сегодня эта инициатива приобретает особое звучание», — подчеркнул он. По словам ВВП, в большое евразийское партнерство, помимо постсоветских государств, могли бы войти страны ШОС (Китай, Индия, Иран, Пакистан и т.д.) и Юго-Восточной Азии. А обеспечить его функционирование должны евразийский экспортный центр, торговые дома, евразийская перестраховочная компания и другие наднациональные институты. «Фактически речь может вестись о формировании новых соглашений, развивающих и дополняющих правила ВТО», — заявил Путин, отметив, что новая международная торговая структура не должна подвергать рискам национальные экономики участников. «Большая Евразия», подчеркнул он, — это цивилизационный проект, призванный изменить политическую и экономическую архитектуру в мире. Г-н Шохин разъяснил, что вместо общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, которое собирались строить до 24 февраля 2022 года, теперь предлагается установить рамки от Бреста до Джакарты. «Но Евросоюз, если захочет, тоже велкам. Двери ни для кого не закрываются».
Владимир Путин подчеркнул, что Россия не собирается изолироваться от глобальной экономики — это нас хотят оттуда «выдавить», но в современном мире подобное «невозможно». «Если мы сами не будем себя какой-то стеной отделять, то никто такую страну отделить не сможет», — заверил он. По мнению Путина, коллективный Запад дискредитировал и наказал сам себя, поскольку «воровство чужих активов никогда до добра никого не доводило». А Россия, преодолевая санкции и занимаясь импортозамещением, станет только сильнее. «Иногда посмотришь на те компании, кто уходит: может быть, и слава богу? Мы займем их ниши: наш бизнес, наше производство благополучно сядут на подготовленную партнерами почву. Ничего не изменится!» — заявил ВВП. Везти из-за границы придется только те товары, которые Путин назвал «люксус-классом». Но и тут, по его мнению, проблем не будет — «привезут откуда угодно», только «чуть-чуть подороже».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.