Недавно проведенный среди 1600 человек соцопрос показал – каждый второй россиянин одобряет возможность потратить маткапитал на покупку автомобиля. При этом чаще хотят распорядиться деньгами таким образом женщины. Вероятно, из тех, кому надоело таскать вещи и детей на себе. Накануне в Госдуме обсуждали тот же вопрос – разрешить ли тратить маткапитал на машины. И если да, то на каких условиях.
Фото: Геннадий Черкасов
Итак, тратить или не тратить? Вопрос спорный, поэтому в Госдуме обсуждался целых 4 раза: в 2009, 2011 и 2014 годах. И всякий раз запрос на такое целевое расширение списка трат социальных денег отклонялся. Мол, не для того мы этот капитал сколачивали. А для поддержки матерей и детей, лечения, образования. Машина все-таки вещь.
Сегодня 52% женщин и 49% мужчин поддерживают эту идею, и парламентарии намедни четко высказали позицию. Новое предложение о расширении разрешенного перечня трат маткапитала внесла Яна Лантратова, известная такими инициативами, как школьные «ящики доверия» и денацификацией украинских учебников. Свои соображения Лантратова изложила в письме вице-премьеру Татьяне Голиковой. Ею было предложено разрешить расход материнского капитала на покупку машин.
«Семейный автомобиль не роскошь, а реальная необходимость», – в контексте многодетных семей пишет парламентарий. Но особенно это актуально в такие тяжелые времена, когда отечественный автопром находится в глубоком минусе, и туда же стремятся продажи новых автомобилей по всей стране.
Прокомментировать идею инвестиции маткапитала в покупку нового авто «МК» попросил юриста Станислава Панаева.
– Ну, во-первых, маткапитал уже можно тратить на покупку автомобиля на части территории РФ. В 2008 году была принята региональная программа, в которую вошли Калининградская, Новосибирская области, Камчатка. Но есть среди участников программы и области не столь отдаленные, в прямом смысле – Орловщина, Ульяновская. Денежный лимит там был «до миллиона рублей» и сама программа создана для многодетных, у кого 3 и более детей. А на федеральном уровне да, это запрещено.
Теперь о «Семейном автомобиле». Я и сам было заинтересовался, все-таки, отец троих детей. Изучил условия.
Я не очень понимаю, как это все должно работать. Список марок машин узкий, он гораздо меньше, чем список банков-участников программы, например. Но некоторый выбор есть. Японцы, китайцы, корейцы…
Но, во-первых, треть из заявленных производителей с нашего рынка ушли или приостановились. То, что осталось… Я не понимаю, глядя на условия программы, что тут купить. Рублевый лимит по программе 1,5 миллиона, оговариваются ограничения по мощности двигателя. Цены очень выросли. И мы знаем, что если где-то в рекламе висит «машина за 885 тысяч», то это голая база.
Минимально необходимая комплектация – подушки, кондиционер и др. потянет на 1 200 000 или больше. Реальность такова, что любой семейный, а значит вместительный проходимый автомобиль сегодня будет стоить 2,5-3 млн. А значит, не честнее ли сказать: мы тут хотим убить сразу двух зайцев. Поддержать родной автопром и маткапитал со счетов снять, что-то он там залежался. А вы свой маткапитал сможете потратить только на малолитражку отечественного производства.
Проведенные ранее в апреле-мае исследования показали, что покупку машины в ближайший год планируют не более 10% россиян. И скорее всего б/у автомобиль – только 11% могут себе позволить взять займ для покупки нового. Количество тех, кто берет автокредит на покупку нового автомобиля средней ценовой категории сократилось с 10-15% процентов до 5% от общего числа россиян. Число тех, кто может купить машину из накоплений или планирует покупку дорогого авто (свыше 3-5 млн. рублей) с начала года сократилось в той же пропорции.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.