Авиатопливо может попасть под санкции: подорожают ли билеты

Еврокомиссия анонсировала новые санкции ЕС против России. Среди возможных ограничений — запрет экспорт и импорт авиатоплива. Страшна ли данная мера для нашей страны и как ограничение может повлиять на стоимость перевозок, «МК» рассказала аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева.

Фото: pixabay.com

— Какой удар может быть нанесен российским авиакомпаниям, если запрет на экспорт-импорт авиатоплива войдет в санкционный пакет?

— В вопросе закупок авиационного топлива российскими авиаперевозчиками доля экспорта составляет порядка 13%, поэтому для нашей стороны такая мера в предполагаемом пакете санкций не станет слишком значительной. Куда серьезней проблема с эксплуатацией и техобслуживанием зарубежных самолетов.

— Сколько авиатоплива мы отправляем на экспорт?

— До пандемии Россия производила порядка 12 млн т авиакеросина в год, из которых около 20% экспортировала. В 2020 году в России было произведено 10,4 млн т авиационного керосина, что на 16,8% меньше, чем годом ранее. За 9 месяцев 2021 объем производства авиакеросина составил 9,22 млн т.

— Наша авиационная отрасль зависит от топлива из других стран?

— Скорее нет, чем да. Для стран ЕС, которые лишатся поставок из нашей страны, данная мера будет более болезненной, чем для российских авиаперевозчиков.

— На ваш взгляд, что ждет рынок в перспективе?

— Ключевой задачей для Росавиации сейчас является разрешение вопроса с зарубежными самолетами, поиск альтернативных лизингодателей и поставщиков комплектующих. Более глобальный вопрос — восстановление и наращивание отечественного производства самолетов.

Пассажиропоток российских авиакомпаний на международных линиях в марте 2022 года сократился в 4 раза в годовом измерении — до 919 тыс. человек (3,6 млн в марте 2021 года), и в 16 раз — к марту 2019 года. При этом авиаперевозчики в марте 2022 года приземлили 246 самолетов Airbus и Boeing в 30 крупнейших аэропортах России. На данном этапе рано давать прогнозы, поскольку обстановка крайне неопределенная, принимая также во внимание и тот факт, что авиаотрасль не успела выйти из «коронакризиса».

— Как запрет на экспорт и импорт авиатоплива может повлиять на стоимость перевозок?

— Доля расходов авиакомпаний на топливо в 2021 году составила примерно 21% в общей структуре расходов. В то же время в 2018-2019 годах доля расходов авиакомпаний на топливо составляла около 30%.

Несмотря на снижение этой доли, стоимость авиакеросина в любом случае влияет на ценообразование. Но стоит иметь в виду, что цены на авиабилеты зависят также от уровня спроса на перелеты, стоимости услуг по техобслуживанию воздушных судов, расходов на оплату труда сотрудникам и еще ряда факторов. Учитывая сложную рыночную обстановку, вероятно, стоимость на авиабилеты в 2022 году может повышаться.

Между тем исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев рассказал «МК», что обсуждаемая в ЕС санкция в еще большей степени может ограничить возможности российских авиакомпаний на международном рынке.

«Теоретически речь идет о том, что в странах Евросоюза будет ограничена заправка топливом воздушных судов из России. Условно, наши авиакомпании не смогут заправляться на территории стран, где будут действовать эти ограничения, а иностранные перевозчики (из стран, поддерживающих санкции) не смогут заправляться топливом на территории России. Но учитывая, что воздушное пространство взаимно закрыто, я не вижу каких-то реальных проблем, — говорит он. — В целом Россия способна обеспечить и обеспечивает внутренние потребности в авиационном топливе. С этой точки зрения дефицита не возникнет».

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.