«Мы не занимаемся национализацией»: Госдума рассмотрела закон о внешнем управлении

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет вводить внешнее управление на приостановивших или прекративших после 24 февраля 2022 года работу в России предприятиях или в организациях с иностранными собственниками. В Минэкономразвития считают, что это позволит сохранить институт частной собственности, а «национализацией мы не занимаемся». Второе чтение состоится не раньше конца июня.

Фото: Михаил Ковалев

Законопроект внесла в Госдуму 12 апреля группа депутатов-единороссов. По инициативе губернаторов или заинтересованных ведомств специально созданная при Минэкономразвития межведомственная комиссия получит право принимать решения о целесообразности введения внешней администрации в тех иностранных компаниях и организациях, которые планируют уйти с российского рынка или временно не работают, рассказал коллегам один из авторов, Анатолий Выборный («ЕР»). Речь может, в частности, идти о компаниях, где в капитале — не менее 25% иностранного участия. Или о таких, которые «имеют существенное значение и для отдельного региона, и для государства в целом». По словам докладчика, в поле зрения властей могут попасть предприятия по производству товаров первой необходимости, градообразующие, а также те, приостановка деятельности которых создаст большие проблемы для социальной или транспортной инфраструктуры.

Но комиссия может обратить внимание и на компании, которые формально не подпадают под критерии, изложенные в законопроекте, а правительство получит право дополнить перечень оснований для назначения внешнего управления по своему усмотрению.

Максимальный срок действия внешнего управления — три года. Но все может закончиться и намного раньше, если обстоятельства изменятся, или прежний владелец созреет, чтобы все продать, или станет ясно, что бизнес ждет неминуемое банкротство.

Выполнять функции внешних управляющих сможет или Внешэкономбанк, или другая организация, которую предложит комиссия по согласованию с губернатором региона, уточнил г-н Выборный. Причем внешнее управление может выглядеть и как назначение новой администрации, и как передача иностранцами в доверительное управление кому-то своей доли в бизнесе и права управлять им, оставаясь собственниками.

Окончательное решение примет Арбитражный суд Москвы. «Внешнее управление, с одной стороны, позволит стабилизировать деятельность организации, если она брошена на произвол судьбы или прекратила деятельность, а с другой — будет возможность пережить турбулентный период, не допустить, чтобы прибыльный бизнес пошел под нож, не рубить сгоряча и дать время на то, чтобы иностранные лица могли вернуться к работе в России или принять решение о продаже акций или долей в предприятии», — сказал в завершение доклада г-н Выборный, подчеркнув, что «базовые принципы института частной собственности сохраняются».

Глава профильного думского Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (КПРФ) назвал инициативу единороссов «очень важной, способной решить важную политическую задачу — обеспечения занятости и предотвращения искусственной безработицы». Замечаний высказано в ходе обсуждения очень много, признал г-н Гаврилов, их учтут при доработке текста, на которую предлагается отвести не меньше месяца.

Валерий Гартунг («СР») обратил внимание, что «иностранным лицом» могут быть признаны и граждане РФ, «связанные с иностранными государствами, и эта фраза может что угодно означать». Г-н Гаврилов ответил, что речь идет только об акционерах и собственниках из недружественных по отношению к России государств (их, заметим, в утвержденном МИДом перечне сейчас 48). Но обещал ко второму чтению «уточнить формулировку».

Александр Терентьев («ЕР») напомнил, что «при желании бизнес может вывести активы за несколько дней», и поинтересовался, сколько времени уйдет на назначение внешней администрации. С момента принятия решения межведомственной комиссией один день дается на передачу материалов в ФНС, ФНС — день на то, чтобы подать заявление в суд, Арбитражный суд Москвы немедленно должен принять решение о возбуждении производства, и потом в течение 6 дней принять решение. «В общей сложности 8 дней», — подвел итог г-н Выборный.

Николай Коломейцев (КПРФ) назвал «игру в защиту частной собственности работой на «пятую колонну» и предложил сразу все национализировать. Но присутствовавший на обсуждении первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов назвал внешнее управление «достаточным, сохраняющим право собственности и нормальное законодательство». «Мы не занимаемся национализацией, а ошибки, которые сделали другие государства (в отношении российской собственности. — «МК»), вернутся к ним большими проблемами, в том числе в судах», — сказал он. Правительство законопроект поддержало.

«Можно такое внешнее управление ввести, что оно камня на камне не оставит», — усомнился Андрей Кузнецов («СР»). Но авторы заверили, что контроль будет, не вдаваясь, впрочем, в детали.

«Хватит ли у ВЭБа сотрудников на все уходящие из России предприятия, ведь то, что мы видим сейчас, — только начало», — заметил Иван Сухарев (ЛДПР). Об этом, похоже, думал не он один.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.